Торговля


 

Современный потребительский рынок области - один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики, с соответствующим уровнем насыщенности товарами, достаточно развитой сетью предприятий розничной и оптовой торговли, общественного питания, платных услуг населению, высокой предпринимательской активностью.

По данным Тамбовстата доля оптовой и розничной торговли в общем объеме валового регионального продукта области за 2013 год составляет 18,6%.

Динамика оборота розничной торговли за предшествующие годы свидетельствует, что состояние потребительского рынка области остается стабильным.

Оборот розничной торговли области за 2014 год составил 167,9 млрд. рублей, что на 2,9% выше уровня 2013 года (в сопоставимых ценах).

Каждым жителем области в 2014 году куплено товаров в среднем на 157,5 тыс. рублей, что на 17,6 тыс. рублей больше, чем в 2013 году. По данному показателю Тамбовская область занимает четвертое место среди регионов Центрального Черноземья, опередив Курскую область.

Структура оборота розничной торговли несколько изменилась: возросла доля продажи товаров предприятиями, не относящимися к субъектам малого и среднего предпринимательства, и малыми предприятиями, и сократилась доля продажи товаров остальными типами предприятий торговли.

Структура формирования оборота розничной торговли в 2014 году

(в процентах к итогу; в фактически действовавших ценах)

Структура

формирования оборота розничной торговли

 2014 год

 2013 год

малые предприятия

33,4

32,9

индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынка

26,1

28,3

предприятия, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства

30,2

26,5

продажа товаров на розничных рынках и ярмарках

8,4

8,7

субъекты среднего предпринимательства

1,9

3,6

Оборот розничной торговли на 91,6% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети. Доля рынков и ярмарок составила 8,4% (против 8,7 % в 2013 году).

В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составил 48,0%, непродовольственных товаров – 52,0% (в 2013 году, соответственно, 48,7 и 51,3%). Высокие темпы сохранялись по реализации товаров длительного пользования, что связано с высокой активностью банков на рынке потребительского кредитования.

В 2014 году розничные торговые сети сформировали 20,4 % общего объема оборота розничной торговли, что выше уровня 2013 года на 1,6 процентных пункта.

По состоянию 01.01.2015 объем товарных запасов в организациях розничной торговли составил 4,7 млрд. рублей, что соответствует 32 дням торговли.

Позитивное влияние на увеличение розничного товарооборота оказало введение в эксплуатацию новых объектов розничной торговли, расширение имеющихся торговых площадей, увеличение ассортимента реализуемых товаров. Сегодня на потребительском рынке действует 8,5 тысячи предприятий розничной торговли (магазины, павильоны, киоски), с торговой площадью 647 тыс. кв.м. Кроме этого, розничная торговля осуществляется на 20 розничных рынках: 6 универсальных, 14 специализированных (в т.ч. 9 сельскохозяйственных, 3 сельскохозяйственных кооперативных, 1 продовольственный, 1 вещевой).

По оперативным данным в 2014 году на развитие материально-технической базы потребительского рынка привлечено около 3,9 млрд. рублей частного капитала.

Инвестиционные вложения в сфере торговли осуществлялись как в крупномасштабные проекты (в г. Тамбове -ТРЦ «Рио», ул.Советская, 99; ТЦ «Мебельный континент», ул.Советская, 192; автосалон ООО «Транзит-Инвест», ул. Киквидзе, 85а; ресторан «Дебют», ул. Комсомольская, 21; дилерский автоцентр «ТOYOTA», ул.Киквидзе, 69 и др.), так и в строительство и реконструкцию небольших торговых объектов.

За счет вновь отрытых и реконструируемых предприятий торговая площадь объектов в 2014 году увеличилась на 8,8%. На 1 тысячу жителей области в среднем приходится 608,9 кв.м площади торговых объектов. Утвержденный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов до 2016 года – 485 кв.м на 1 тыс. человек выполнен на 125,6%. Среднемесячная номинальная заработная плата работников предприятий и организаций по виду экономической деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» в 2014 году составила 15212,6 рублей, что выше уровня 2013 года на 6,7%.

Оборот общественного питания в 2014 году составил 4154,4 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 5,7% больше, чем в 2013 году. В расчете на одного жителя области оборот общественного питания составил 3874,1 рубля против 3275,7 рубля в 2013 году. В основном (83%) оборот общественного питания области формировали субъекты малого предпринимательства. Сеть предприятий общественного питания состоит из 1,5 тысячи объектов. На 1 тысячу жителей области в среднем приходится 26 посадочных мест общедоступной сети предприятий общественного питания.

Индекс потребительских цен в 2014 году в розничной торговле составил 108,8%, в том числе на продовольственные товары - 112,9%, непродовольственные товары – 105,3%, в общественном питании - 111,9%.

Оборот оптовой торговли в 2014 году в целом по области составил 146,7 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 11,1 % больше, чем в 2013 году. В основном оборот оптовой торговли на 79,5% формировали организации оптовой торговли. Значительную роль в формировании оборота оптовой торговли области играют субъекты малого предпринимательства, на их долю в общем обороте организаций всех видов экономической деятельности приходится 40,7 %.

В I квартале 2015 года по сравнению с IV кварталом 2014 года 34% предприятий прогнозируют увеличение оборота оптовой торговли и 44 % полагают, что он останется неизменным.

Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по области в конце декабря 2014 года составила 2797,87 рубля в расчете на месяц.

В результате реализации областных мероприятий по развитию торговли в 2014 году:

- открыто 363 магазина, в том числе 79 - во вновь построенных помещениях; 78 павильонов и киосков; 165 предприятий общественного питания;

- создано 2889 новых рабочих мест (2096 - в торговле, 793 - в общественном питании).