Транспорт
Транспортная сеть
Тамбовская область имеет развитую транспортную инфраструктуру, представленную разветвленной сетью дорог и трубопроводов. Транспортная инфраструктура области состоит из 4 видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного.
Общая протяженность транспортных путей области составляет 20403,47 км, в том числе:
–железные дороги – 736,7 км;
–автомобильные дороги – 19468,77 км;
–судоходные части рек (Цна-Воронеж) – 198 км.
Общая схема транспортных путей Тамбовской области
По густоте автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием область занимает 25 место в России (162 км на 1000 кв. км), по густоте железнодорожных путей – 19 место (215 км на 10 тыс. кв. км).
Протяженность автомобильных дорог федерального значения, проходящих по территории Тамбовской области, составляет 612 км, протяженность автодорог регионального значения — 2000,37 км, местного значения — 16856,4 км (из которых 7171,1 км — автодороги с твердым покрытием). Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории области, составляет 19468,7 км (в т.ч. с твердым покрытием 9783,47 км). Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 225,6 км на 1000 кв. км.
Магистральные транспортные коммуникации области проходят с севера на юг и с востока на запад: в меридиональном направлении через область проходят 3 железные дороги, 1 автомобильная и 2 газопровода, в широтном направлении — 2 железные дороги, 3 автомобильные и 1 нефтепровод «Дружба».
Основным перевозчиком грузов в Тамбовской области является железнодорожный транспорт, на его долю приходится около 55% общего объема перевозок грузов, удельный вес грузооборота составляет 95%.
По территории области проходят железнодорожные магистрали республиканского значения:
• на Мичуринском направлении Юго-Восточной железной дороги: Москва- Саратов -Алма-Ата;
• на Моршанском направлении Куйбышевской железной дороги: Москва -Ташкент;
а также ряд дорог, имеющих региональное значение.
По территории региона проходит основная федеральная автомагистраль М-6 «Каспий» (Москва- Тамбов — Волгоград — Астрахань) протяженностью 232 км и другие дороги федерального значения:
• 1Р-193: Воронеж- Тамбов (протяженностью 106,4 км);
• 1З-208: Тамбов — Пенза (протяженностью 178,6 км) с Северным и Южным обходами города Тамбова;
• 1Р-119: Орел — Тамбов (протяженностью 87,6 км);
• Подъезд к г.Тамбову (протяженностью 7,4 км);
На территории Тамбовской области сформировалась развитая трубопроводная сеть: общая протяженность газопроводов составляет 7000 км, из них высокого давления- 1500 км, среднего и низкого давления -5500 км.
В Тамбове действует небольшой аэропорт.
Судоходные части рек (р. Цна -р. Ворона) составляют всего 198 км. До 1978 г. в пределах области производилось судоходство по р. Цне до г. Котовска. В настоящее время промышленное судоходство отсутствует, для его возобновления по р. Цне предполагается поднять уровень воды, восстановив Чернитовскую плотину.
Для обслуживания пассажирских перевозок в г.Тамбове построены 2 причала в городской зоне для перевоза пассажиров в место массового отдыха- на остров «Эльдорадо».
В перспективе для обслуживания пригородной зоны предполагается строительство шлюзов в районе г. Тамбова и пригородной зоны с целью организации судоходства до г. Котовска. В настоящее время в пределах городской зоны, в местах массового отдыха произведена чистка канала р. Цна.
Тамбовская область, благодаря своему географическому положению и развитой транспортной инфраструктуре, имеет все предпосылки для развития транзитных транспортных коридоров «Европа — Азия» и их ответвлений.
По территории Тамбовской области проходит участок Международного транспортного коридора № 9 (на направлении госграница с Финляндией — Санкт-Петербург — Москва — Ростов-на-Дону — Новороссийск; Москва — Волгоград — Астрахань). МТК № 9 связывает страны Северной Европы со странами региона Черного моря, в российской части имеет протяженность 1907 км.
Положение Тамбовской области относительно ближайших транспортных коридоров
В перспективе до 2020 года в Тамбовской области предусматривается:
• замкнуть транспортное кольцо окружной автодороги вокруг г.Тамбова от ст. Бокино с выездом на автодорогу Тамбов-Воронеж (особенно важно для южного направления Тамбов- Кирсанов- Пенза);
• выполнить объезд г. Моршанска;
• соединить между собой все города и райцентры области по кратчайшим направлениям, используя существующие автодорожные направления.
В перспективе 2020 — 2040 годы — замкнуть большое транспортное кольцо, связывающие между собой районные центры и города районного значения по кратчайшим направлениям.
Тамбовская область по уровню экономического потенциала относится к числу развитых регионов. Промышленные предприятия, сельское хозяйство обуславливают нагрузку на транспортные артерии — в первую очередь на железные дороги и автодорожную сеть, доля перевозок по которой постоянно растет.
В части автомобильных перевозок на перспективу до 2016 года предусматривается перевезти грузов и пассажиров:
Показатели |
Ед.изм. |
2009г. (факт) |
2010г. (факт) |
2011г. (факт) |
2012г. (факт) |
2013 (факт) |
2014 (факт) |
2015 (прог-ноз) |
2016 (прог-ноз) |
Перевезено грузов |
тыс. тонн |
2004,1 |
2151,5 |
2927,9 |
2935,8 |
3043,8 |
3072,2 |
* |
* |
Грузообо-рот |
млн. тонно-км |
256,1 |
299,3 |
440,2 |
640,6 |
698,2 |
832,9 |
* |
* |
Перевезено пассажиров |
млн. чел. |
91,3 |
91,4 |
92,4 |
92,9 |
97,0 |
106,4 |
107,0 |
108,0 |
Пассажиро-оборот |
млн. пасс-км |
1075,1 |
1084,3 |
1092,7 |
1095,1 |
1047,5 |
1249,4 |
1250,0 |
1250,0 |
Регуляр-ность |
% |
98,7 |
98,7 |
98,7 |
98,7 |
98,7 |
98,7 |
98,7 |
98,7 |
*Отчетность по объемам перевозок грузов и грузообороту организаций автомобильного транспорта по полному кругу предприятий с 01.01.2015 предоставляться Тамбовстатом не будет.
Управление дорожным комплексом Тамбовской области осуществляет Управление автомобильных дорог Тамбовской области.
Управление транспортным комплексом Тамбовской области осуществляет Управление транспорта Тамбовской области.
Железнодорожный транспорт
Протяженность сети железных дорог, проходящих по Тамбовской области составляет 736,7 км. Густота железнодорожных путей на 10 тыс. кв. км по Тамбовской области составляет 215 км (по Российской Федерации – 50 км, по ЦФО – 261 км), регион занимает 19 место в Российской Федерации по этому показателю. По территории области проходят железнодорожные магистрали республиканского значения:
на Мичуринском направлении Юго-Восточной железной дороги: Москва – Саратов – Алма-Ата;
на Моршанском направлении Куйбышевской железной дороги: Москва – Ташкент;
а также ряд дорог, имеющих региональное значение: Тамбов – Новороссийск; Астрахань – Мурманск; Астрахань – Москва; Саратов – Санкт-Петербург; Москва – Пенза.
Кроме этого, в области имеется местная линия (двухпутная IV категория) Тамбов – Инжавино – Кирсанов – Умет с тепловозной тягой.
Основные железнодорожные пути в области в дальнем сообщении обслуживает Юго-Восточная железная дорога – филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги.
Транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Тамбовской области, осуществляет АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье». Региональный заказ Тамбовской области на 2015 год включает в себя объем работы в размере 2 534,5 тыс. вагоно-километров или 60 поездов. Ожидаемый пассажиропоток в 2015 году составит около 1,7 млн. пассажиров
Юго-Восточная железная дорога занимает центральное положение по сети железных дорог и связывает восточные районы и Урал с Центром, а также районы Севера, Северо-Запада и Центра с Северным Кавказом, Украиной и государствами Закавказья.
Дорога граничит девятнадцатью стыками с соседними дорогами: Московской, Куйбышевской, Приволжской, Северо-Кавказской ж.д., дорогами Украины.
Основная железнодорожная магистраль проходит в западной части через город Мичуринск. На территории Тамбовской области действует Мичуринское отделение ЮВЖД.
Контактная информация:
Телефон: (47545) 7-33-71
Факс: (47545) 7-33-71
Адрес: 393740, Россия, г. Мичуринск, Тамбовская область, ул. Красная, д. 77
Часть железной дороги на севере области (Моршанское направление) относится к зоне Куйбышевской железной дороги (Пензенское отделение).
По данным за 2014 год в Тамбовской области на долю железнодорожного транспорта приходилось 53,3% общего объема перевезенных грузов и 94,4% общего объема грузооборота.
Основными грузами являются нефтепродукты, зерно и продукты перемола, лом черных металлов
В 2014 году совместно с организациями железнодорожного транспорта проводились мероприятия, направленные на обеспечение перевозок пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении по территории Тамбовской области, а также модернизация пассажирской инфраструктуры.
Совместно с ОАО «РЖД» выполнены работы по модернизации пассажирской инфраструктуры и обустройству прилегающей территории железнодорожной станции Никифоровка на условиях софинансирования. Протяжённость путей станции увеличилась на 3,54 км, что позволяет формировать поезда повышенной длины (до 71 вагона), вновь уложены 5-й приёмо-отправочный путь и 11 стрелочных переводов, смонтирован новый пульт-манипулятор в помещении дежурного по станции. Капитально отремонтировано здание вокзала, благоустроена прилегающая территория. Для удобства пассажиров выполнен капитальный ремонт береговой платформы вдоль 4-го пути, общая длина которой составила 230 м. Также отремонтирована пассажирская платформа между 1-м и 3-м путями. Установлено 57 опор наружного освещения станции.
Совместно с ОАО «РЖД» в 2014 году начаты работы по модернизации пассажирской инфраструктуры и обустройству прилегающей территории железнодорожной станции Мичуринск-Воронежский при участии администрации города Мичуринска. В 2015 году работы планируется завершить. Запланировано проведение работ по модернизации пассажирской инфраструктуры, а также по благоустройству прилегающей к зданию вокзала территории.
На 2015 год запланировано проведение работ по модернизации пассажирской инфраструктуры на станции Мичуринск-Воронежский, а также благоустройство прилегающей к зданию вокзала территории (с участием администрации г. Мичуринска.
В процессе реализации находится инвестиционный проект по реставрации и приспособлению для современного использования железнодорожного вокзала станции Кирсанов – памятника истории и архитектуры. Начаты первоочередные работы по укреплению фундамента вокзала. Всего на реставрацию объекта запланировано более 91 млн. руб.
за счет собственных средств ОАО «РЖД».
Автомобильный транспорт
Общая протяженность автомобильных дорог области составляет 17323,5 км, в том числе: федерального значения – 612 км, областного – 2000,3 км, местного – 14711,2 км
Федеральные дороги на территории Тамбовской области
№ |
Наименование автодороги |
Участок автодороги |
Протяженность, км |
|
1 |
М-6 |
Москва-Волгоград- Астрахань-«Каспий» |
км 343-км 575 |
232 |
2 |
«Каспий»-подъезд к г.Тамбову |
7,4 |
||
3 |
1Р208 |
Тамбов-Пенза |
км 4+450-км 125+750 |
121,300 |
4 |
1Р209 |
Северный обход |
км 0+000-км 41+800 |
41,8 |
5 |
1Р209 |
Южный обход |
км 0+000-км 15+500 |
15,5 |
6 |
1Р193 |
Воронеж-Тамбов |
км 110+898-км 217+298 |
106,4 |
7 |
1Р119 |
Орёл-Ливны-Елец-Липецк-Тамбов |
км 321+415-км 408+975 |
87,56 |
Итого: |
612,000 |
Все автомобильные дороги, в том числе и федеральные, взаимосвязаны и представляют единую транспортную сеть области.
В меридиональном направлении через область проходит Федеральная автодорога М-6 Москва- Волгоград. В широтном направлении: 1Р208 Орел-Тамбов-Пенза и 1Р193 Воронеж-Тамбов.
Автомобильные дороги Тамбовской области
Все административные районы области, все центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий и 1152 населенных пункта из 1544 имеющихся на территории области соединены с дорогами с твердым покрытием.
Пропускная способность основных автомобильных дорог
Категория автодороги
Наименование объекта |
Протяженность, км |
Категория автодороги |
Пропускная способность |
1 |
2 |
3 |
4 |
«Тамбов — Пенза» с обходами |
40,4 |
II |
1890 |
«Воронеж — Тамбов» |
20,0 |
II |
1900 |
«Орел — Тамбов» |
87, 6 |
III |
1760 |
М — 6 «Каспий» |
12 |
I |
7200 |
Подъезд к г.Тамбову |
7,4 |
I |
7500 |
«Тамбов-Пенза»-Бондари-Пичаево-Вернадовка |
79,5 |
III |
1780 |
«Тамбов-Пенза»-Чуповка-Куровщина-«Тамбов-Пенза»- Бондари-Пичаево-Вернадовка» |
48,4 |
III/IV |
1630 |
«Тамбов-Пенза»-Бондари-Пичаево-Вернадовка»-подъезд к с.Бондари |
2,4 |
IV |
1680 |
«Тамбов-Пенза»-Столовое-«Тамбов-Пенза»-Бондари-Пичаево-Вернадовка |
35,5 |
IV |
1655 |
«Тамбов-Пенза» — 2-я Гавриловка — Анненка -Осино Гай — Рудовка — «Тамбов-Пенза»-Бондари-Пичаево-Вернадовка |
54,44 |
IV |
1670 |
«Каспий»-Жердевка-Токаревка-Мордово-Мельгуны-Волчки-«Орёл-Тамбов» |
167,1 |
III/IV |
1760 |
Натальевка-Питим-граница Воронежской области |
15,1 |
IV |
1590 |
«Каспий»-Токаревка — Вязовое – «Каспий»-Жердевка-Токаревка-Мордово-Мельгуны-Волчки-«Орел-Тамбов» |
21,4 |
IV |
1650 |
«Каспий» — Моисеево Алабушка — «Тамбов-Пенза»-Рассказово-Уварово-Мучкапский |
31,78 |
III |
1810 |
«Каспий»-Сукмановка-Жердевка |
23,3 |
IV |
1600 |
«Каспий»-3наменка |
4,6 |
IV |
1620 |
«Тамбов-Котовск» — Старчики — Кариан Строганово — Сампур |
35,05 |
III/IV |
1690 |
«Каспий» — Кариан Строганово |
8,1 |
III |
1590 |
«Каспий»-Кариан-Токаревка -Дуплято Маслово — «Воронеж-Тамбов» |
19,3 |
III/IV |
1580 |
«Каспий»-Кариан-Токаревка |
53,28 |
III/IV |
1830 |
«Тамбов-Пенза»-Инжавино-Уварово |
80,6 |
III/IV |
1820 |
«Тамбов-Пенза»-Калаис-Шиновка |
7,0 |
IV |
1710 |
«Тамбов-Пенза»-Кирсанов-граница Саратовской области |
38,3 |
III |
1830 |
«Тамбов-Пенза»-Инжавино-Уварово — Иноковка 1-я — Калаис |
23,3 |
IV |
1710 |
Мичуринск-Липецк |
28,6 |
III |
1800 |
«Каспий»-Староюрьево |
40,1 |
III |
1790 |
Мичуринск-Петровское-«Орёл-Тамбов» |
48,6 |
IV |
1680 |
«Каспий»-Мичуринск |
7,5 |
III |
1870 |
Мичуринск-Терское |
19,6 |
IV |
1590 |
«Каспий»-Юрловка-«Орел-Тамбов» |
30,0 |
III |
1780 |
«Каспий»-Кочетовка III-Мичуринск |
11,3 |
IV |
1560 |
«Каспий»-Турмасово |
4,6 |
IV |
1570 |
Мордово-Ереминка-«Воронеж-Тамбов» |
24,5 |
III |
1740 |
«Воронеж-Тамбов»-подъезд к р.п.Мордово |
5,5 |
IV |
1720 |
Моршанск-Пичаево |
37,7 |
III |
1630 |
Моршанск-станция Ракша |
15,9 |
III |
1620 |
«Тамбов-Шацк»-Парский Угол через Хлыстово |
43,5 |
III |
1930 |
«Тамбов-Шацк» км 3+400 — км 130+670 |
125.48 |
II/III |
1590 |
Мучкапский-Покровка |
14,4 |
III |
1850 |
«Тамбов-Пенза»-Рассказово-Уварово-Мучкапский |
104,2 |
III |
1660 |
«Тамбов-Пенза»-Рассказово-Уварово-Мучкапский»-Вольная Вершина-граница Воронежской области |
18,15 |
IV |
1650 |
«Тамбов-Шацк»-Сосновка-Староюрьево-Первомайский — 2-е Левые Ламки-Вырубово-Дмитриевка |
56,51 |
IV |
1840 |
«Каспий»-Дмитриевка |
2,9 |
II |
1780 |
«Тамбов-Шацк»-Сосновка-Староюрьево-Первомайский |
97,3 |
III |
1780 |
«Каспий»-подъезд к р.п.Первомайский |
2,21 |
III |
1710 |
«Орел-Тамбов»-подъезд к станции Песковатка |
2,7 |
III |
1620 |
«Тамбов-Пенза»-Бондари-Пичаево-Вернадовка-подъезд к с.Пичаево |
7,6 |
IV |
1590 |
«Тамбов-Пенза»-Рассказово-Уварово-Мучкапский-подъезд к р.п.Ржакса |
2,4 |
IV |
1630 |
«Каспий»-Каменка-Ржакса |
31,05 |
IV |
1640 |
«Каспий»-Протасово-Каменка |
15,35 |
IV |
1680 |
«Тамбов-Пенза»-Рассказово-Уварово-Мучкапский-Чакино-Сампур |
32,2 |
IV |
1640 |
«Тамбов-Пенза»-Рассказово-Уварово-Мучкапский — Перевоз — «Тамбов-Пенза»-Инжавино-Уварово |
26,775 |
IV |
1690 |
«Тамбов-Котовск» — Старчики — Кариан-Строганово — Сампур — Сатинка |
10,3 |
IV |
1700 |
«Каспий»-Сампур-Сатинка |
22,7 |
IV |
1720 |
«Каспий»-Токаревка |
38,8 |
III |
1670 |
Сатинка-Медное- «Тамбов-Пенза»-Рассказово-Уварово-Мучкапский |
23,0 |
IV |
1680 |
«Сатинка-Медное-«Тамбов-Пенза»-Рассказово-Уварово-Мучкапский –Осино-Лазовка — «Тамбов-Пенза»-Рассказово-Уварово-Мучкапский-Чакино-Сампур |
11,1 |
IV |
1650 |
«Каспий» — Текино — «Тамбов-Котовск» -Старчики – Кариан-Строганово – Сампур |
9,6 |
IV |
1780 |
«Каспий»-Селезни-Сосновка |
62,2 |
III |
1730 |
Северный обход г.Тамбова-Тулиновка |
5,1 |
IV |
1810 |
Тамбов- Лысые Горы-«Каспий»-Селезни-Сосновка |
19,8 |
IV |
1830 |
«Тамбов-Котовск»-подъезд к очистным сооружениям |
1,7 |
III |
1840 |
«Тамбов-Пенза»-подъезд к г.Котовску |
3,7 |
III |
7100 |
«Тамбов-Котовск» |
4,6 |
II |
489 |
«Каспий»-подъезд к г.Котовску |
7,53 |
III |
1730 |
«Воронеж-Тамбов»-Эксталь-Волчки |
43,0 |
IV |
1520 |
«Тамбов-Котовск» — Покрово-Пригородное (через ДСУ-2) |
5,8 |
IV |
1610 |
«Тамбов-Котовск» — Покрово-Пригородное (через КПД) |
5,5 |
IV |
1640 |
Моисеево- Алабушка – Ивановка |
10,5 |
IV |
1710 |
«Тамбов-Пенза»-Кирсанов-граница Саратовской области-подъезд к р.п.Умет |
2,0 |
IV |
1540 |
Транзитные улицы г. Жердевка |
4,0 |
III |
1410 |
Транзитные улицы р.п. Инжавино |
5,65 |
IV |
1400 |
Транзитные улицы р.п.Мордово |
1,1 |
IV |
1460 |
Транзитные улицы г. Моршанска |
2,95 |
III |
1420 |
Транзитные улицы р.п. Мучкапский |
4,7 |
III |
1400 |
Транзитные улицы р.п. Дмитриевка |
1,6 |
III |
1440 |
Транзитные улицы г. Рассказово |
4,2 |
III |
1400 |
Транзитные улицы р.п. Ржакса |
4,3 |
III |
1520 |
Транзитные улицы с. Староюрьево |
3,2 |
III |
1410 |
Транзитные улицы р.п.Токаревка |
4,0 |
III |
1723 |
Транзитные улицы г. Уварово |
15,142 |
III |
1650 |
Транзитные улицы р.п.Сатинка |
2,3 |
IV |
1500 |
«Тамбов-Котовск»-Старчики-Кариан Строганово- Сампур-Сухотинка |
6,45 |
IV |
1540 |
Знаменка-Большие Пады, Знаменский район |
2,0 |
IV |
1460 |
Знаменка-Никольское |
1,8 |
IV |
1460 |
«Каспий»-Хоботово-Терновое-Мичуринск |
27,96 |
IV |
1720 |
«Каспий»-Кариан-Токаревка-Семеновка, Токаревский район |
5,4 |
IV |
1690 |
Токаревка-Сергиевка, Токаревский район |
2,0 |
IV |
1680 |
Эффективному обеспечению транспортно-экономических связей препятствует недостаточное качество существующей дорожной сети и ее развития. Интенсивность движения по федеральным и территориальным дорогам на участках значительной протяженностью превышают расчетную, на пропуск которой рассчитывались геометрические параметры дорог при проектировании.
Местная дорожная сеть имеет радиальное начертание с отмыканием от райцентра до пользователей тупиковых дорог. Большинство райцентров имеют только по одному выходу на опорную сеть и при этом даже связь с областным центром осуществляется с большим перепробегом автотранспорта. При строительстве основной целью было связать дорогами как можно больше населенных пунктов, что привело к большой извилистости, прохождению через населенные пункты, что в свою очередь вызывает
перепробеги, снижает скорость движения и безопасность.
Серьезным недостатком дорожной сети является недостаточная прочность дорожной одежды на большинстве существующих дорог. Большинство участков территориальных дорог строились для пропуска транспортных средств с осевой нагрузкой до 6 тонн, в то время как современные грузовые автомобили имеют нагрузку 10 тонн на ось.
Постановлением администрации от 20.06.2013 №640 принята государственная программа «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области» на 2014-2020 годы
Воздушный транспорт
В настоящее время в Тамбовской области функционирует аэропорт «Тамбов». Содержание, развитие и организацию эксплуатации аэропорта «Тамбов» осуществляет Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Аэропорт «Тамбов».
Класс аэропорта – 3. Класс аэродрома – В. Взлетно-посадочная полоса – цементно-бетонная размером 2100м х42 м. Аэропорт Тамбов принимает следующие воздушные суда максимальным взлетным весом до 64 тонн: Ту-134, Ан-24, Ан-12, Як-40, ATR-42, Ан-28, EMB-120, воздушные суда 4 класса и вертолеты всех типов.
Площадь земельного участка, предназначенная под аэродром Тамбов – 201,14968 га. Аэродром является федеральной собственностью.
Численность рабочих и служащих – 100 человека.
Объем пассажирских перевозок на регулярных авиарейсах за период 2008-2016 годы
Показатели |
2008г. (факт) |
2009г. (факт) |
2010г. (факт) |
2011 (факт) |
2012 (факт) |
2013 (факт) |
2014 (факт) |
2015 (прогноз) |
2016 год (прогноз) |
Выполнено парных рейсов |
268 |
353,5 |
287,5 |
305,5 |
407 |
395 |
420 |
300 |
405 |
Количество перевезенных пассажиров, тыс.чел. |
8,4 |
8,4 |
8,7 |
7,9 |
13,2 |
25,7 |
27,6 |
20,0 |
27,5 |
В 2012 году выполнено 407 регулярных и 100 чартерных авиарейсов. Общее количество перевезенных пассажиров составило 14,3 тыс.человек, из них 13,2 тыс.человек перевезено на регулярных авиарейсах.
В 2013 году из аэропорта «Тамбов» выполнено 395 регулярных и 74 чартерных авиарейсов. Всего перевезено 26,1 тыс.человек пассажиров, из которых 25,7 тыс.человек на регулярных авиарейсах.
За 2014 год по маршруту Тамбов – Москва – Тамбов выполнено 406 парных авиарейсов, на которых перевезено 26 тыс. пассажиров. По маршруту Тамбов – Сочи авиакомпанией «ЮТэйр» в летний период с июня по сентябрь 2014 года выполнено 14 парных авиарейсов, которыми перевезено 1,6 тыс. человек.
За I-е полугодие 2015 года по маршруту Тамбов-Москва-Тамбов выполнено 185,5 парных авиарейсов, на которых перевезено 9,2 тыс. пассажиров.
В перспективе, на 2025 год, предполагается увеличить занимаемую территорию аэродрома на 50 га для удлинения ИВПП и размещения светосигнального оборудования.
Наименование |
По состоянию на 01.01.2013г. |
Перспектива на 2025 год |
Принадлежность аэродрома |
Собственность Тамбовской области |
Собственность Тамбовской области |
Место расположения аэродрома |
10 км севернее города Тамбова |
10 км севернее города Тамбова |
Класс аэродрома и аэропорта, значение |
Класс аэродрома — В Класс аэропорта — 3 |
Класс аэродрома — В Класс аэропорта — 3 |
Занимаемая территория, га |
201,14968 |
251,14968 |
Наличие ИВПП, ее размер, тип покрытия, основные здания и сооружения |
ИВПП 2 100м х 42м, ц/бетон. Основные здания и сооружения: аэровокзал (здание УВД), служебный дом ССТ, служебный дом ГСМ, часть здания гаража, часть здания технических бригад, склад Доха-2, БПРМ, ДПРМ, СДП, ОРЛ-А, ОМИ М-2/2 |
ИВПП 2 500м х 42м, ц/бетон. Основные здания и сооружения: аэровокзал, аэровокзал (здание УВД), служебный дом ССТ, служебный дом ГСМ, часть здания гаража, часть здания технических бригад, склад Доха-2, прирельсовый склад, склад ГСМ, док-ангар, склад ОМТС, грузовой склад, котельная, очистные сооружения, гостиница, БПРМ, ДПРМ, СДП, ОРЛ-А, АРП-95, СП-90М, ДРЛ, ОВИ |
Тип самолетов (вертолетов), принимаемых аэродромом, по каждому направлению |
Ту-134, Ан-24, Ан-12, Як-40, ATR-42, Ан-28, EMB-120, воздушные суда 4 класса и вертолеты всех типов |
Ту-134, Ан-24, Ан-12, Як-40, ATR-42, ATR-72, EMB-120, CAB-2000, CAAB-340, Ан-148, воздушные суда 4 класса и вертолеты всех типов |
Годовой объем пассажир-ских перевозок местными линиями, всего тыс.человек |
13,2 |
35,0 |
Годовой объем грузовых перевозок, тонн |
— |
720 |
Численность рабочих и служащих, чел. |
100 |
250 |
Капвложения (ориентировочные) в развитие, млн.руб. |
19,8 |
3 000,0 |
Постановлением администрации области от 20.06.2014 №640 утверждена государственная программа «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области» на 2014-2020 годы.
Для дальнейшего обеспечения надежного функционирования и развития аэропорта Тамбов подпрограммой «Развитие транспортного комплекса» государственной программы «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области» на 2014-2020 годы предусматривается дальнейшее выполнение регулярных авиарейсов из аэропорта Тамбов по маршруту Тамбов-Москва, расширение географии полетов в другие регионы России, развитие аэропортовой инфраструктуры, оснащение аэропорта современным аэропортовым оборудованием и техникой.
В 2010-2014 годах проведены мероприятия, направленные на развитие аэропортовой инфраструктуры и обновление аэродромной техники:
–строительство мачт освещения перрона;
–разработана проектно-сметная документация на ремонт перрона и ремонт перрона;
–разработана предпроектная документация на капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы;
–разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт здания аэровокзала и накопителя к переходу;
–ремонт внутренних помещений здания аэровокзала с внутренними телефонами;
–обновление парка спецтранспорта (приобретены трап ТПС-22, автогрейдер, трактор, аэродромная противообледенительная машина для обработки воздушных судов, прицепной опрыскиватель для обработки искусственных покрытий аэродрома антигололедным реагентом, аэродромный выпрямитель для питания электрооборудования воздушных судов и запуска авиадвигателей);
–приобретены и установлены 2 системы видеонаблюдения.
В 2015 году планируется разработать проектно-сметную документацию на ремонт искусственной взлетно-посадочной полосы.